Психологическая помощь медикам в условиях эпидемии коронавируса

Новости Центра медицинских исследований имени Джонса Хопкинса

Неожиданное открытие: от зарождения рака поджелудочной железы до смерти больного проходит много лет

В новом исследовании Johns Hopkins было показано, что рак поджелудочной железы развивается много медленнее, чем принято считать. Доказано наличие довольно длительного периода от появления раковой клетки до явных клинических признаков, в который можно диагностировать и успешно лечить злокачественную опухоль.

«Впервые у нас появилась возможность измерить период роста раковой опухоли и определить оптимальное время для лечебного вмешательства», – считает доктор философии и медицины, адъюнкт-профессор патологии и онкологии Johns Hopkins' Sol Goldman Pancreatic Cancer Research Center доктор Christine lacobuzio-Donahue. Период, когда лечение может дать максимальный результат, как оказалось, не так короток. «В значительной же части случаев рак поджелудочной железы диагностируется, когда время для вмешательства безвозвратно упущено», – добавляет она. Известны трудности, не позволяющие обнаружить рак поджелудочной железы в ранней стадии. Методики современной визуальной диагностики не являются специфичными для выявления этой локализации рака.

Профессор и директор Центра генетических исследований рака Ludwig, главный специалист Johns Hopkins Kimmel Cancer Center, исследователь медицинского института Howard Hughes доктор Bert Vogelstein считает, что «во многих случаях рака есть период, когда имеющиеся диагностические тесты не могут обнаружить опухоль, и этот период достаточно продолжительный. Нам необходимо разработать более чувствительные диагностические процедуры, которые позволят нам выявить опухоль на самых ранних стадиях и вмешаться».

В работе, опубликованной 28 октября в журнале Nature, отмечено, что от первой мутации до развития ракового перерождения нормальной панкреатической клетки проходит десятилетие. В этот период перерождения клетка и должна удаляться, подобно тому, как общепринято удаление полипов толстой кишки в качестве профилактики рака.

После появления первой раковой клетки проходит в среднем 7 лет до развития той клетки, которая обладает достаточным агрессивным потенциалом, чтобы дать жизнь миллиарду клеток (формирующим опухоль размером со сливу), из коих хотя бы одна клетка оказывается способной к метастазированию. От появления первого метастаза до смерти пациент в среднем живет около 2,5 лет. «Конечно, результаты исследования опровергают тезис о том, что рак поджелудочной железы очень рано начинает метастазировать», – говорит доктор Iacobuzio-Donahue.

Для исследования были взяты образцы тканей у семи умерших от рака поджелудочной железы с метастазами в другие органы. Так как материал забирался в первые 6 часов после смерти, оказалось возможным достаточно долго поддерживать жизнь некоторых клеток, извлечь из них ДНК и изучить химическую структуру генов.

У всех пациентов имелись метастазы хотя бы двух локализаций, чаще всего в печени, легких и брюшине. В первичной опухоли и метастатических образованиях ученые обнаружили однотипные мутации. Идентифицированы и классифицированы все типы мутаций, обнаруженные как до появления метастазов, так и после диссеминации опухоли. Все обнаруженные варианты мутаций присутствовали в первичной опухоли за годы до развития клинически определяемых метастазов.

С помощью математической модели изучения прогрессии панкреатического рака, было подсчитано, что требуется в среднем около 11,7 лет до того периода, когда раковая клетка обретёт способность к агрессивному росту. После, чтобы выросла определяемая опухоль, проходит ещё 6,8 лет и до смерти больного 2,7 лет.

Специалисты Johns Hopkins считают, что для ранней диагностики необходимо разработать метод скрининга, подобно протоколам выявления рака молочной железы и кишечника. Хоть ранние стадии рака поджелудочной железы и не имеют клинических симптомов, как считает доктор Iacobuzio-Donahue, с определённого возраста какой-то когорте необходимо проводить эндоскопическое исследование с целью выявления патологии железы.

Другое исследование британских ученых – сотрудников Wellcome Trust Sanger Institute – в соавторстве с Iacobuzio-Donahue, также опубликованное в этом выпуске Nature, для выявления генетических перестановок изучало клетки и образцы тканей тех же больных, что и Johns Hopkins. Они нашли, что во всех метастазах и первичной опухоли почти половина генетических изменений была идентичной.

Работа поддержана Национальным институтом здоровья, Фондом Билла и Мелинды Гейтс, Мемориальным Фондом Уехара, Фондом AACR-Barletta, Фондом Джона Темплетона, Центром исследования панкреатического рака Sol Goldman, Фондом рака поджелудочной железы Михаэля Рольфа, Центром исследования рака поджелудочной железы Джоржа Рубиса, Фондом исследования рака поджелудочной железы Джозефа С. Монастра, Мемориального фонда Альфреда Скатена, Обществом Сигма Бета, Фондом Skip Viragh, Фондом Исследования Рака Вирджинии и Д.K. Людвиг, Программой Математической Биологии и Ж. Эпштейном.

В исследовании участвовали сотрудники Johns Hopkins: Shinichi Yachida, Sian Jones, Rebecca Leary, Baojin Fu, Mihoko Kamiyama, Ralph H. Hruban, James R. Eshleman, Victor E. Velculescu, Kenneth W. Kinzler; специалисты Гарвардского Университета Кембриджа Ivana Bozic и Martin A. Nowak.

Перевод Натальи Мещеряковой